30, Октябрь 2015

Жизнь после дизеля

«Дизельный скандал» нанес серьезный удар по репутации Volkswagen и грозит немецкому концерну миллиардными штрафами. РБК разбирался, как пытается исправить ситуацию новый глава VW Маттиас Мюллер.

Первые шаги

Канцлер Германии Ангела Меркель призвала компанию принять срочные меры, чтобы восстановить доверие к себе. Именно эту цель новый CEO концерна Маттиас Мюллер, сменивший в разгаре скандала многолетнего руководителя концерна Мартина Винтеркорна, назвал главной в первых комментариях после назначения: «Моя первоочередная задача — восстановить доверие к Volkswagen Group и сделать для этого все от меня зависящее с максимальной прозрачностью». В понедельник стало известно, что Мюллер будет сопровождать Меркель в ее поездке в Китай, которая состоится 29–30 октября. Источники Reuters утверждают, что глава концерна проинформирует канцлера о ходе внутреннего расследования.

«Дизельный скандал» стоил Volks­wagen не только репутационных потерь, но и более €25 млрд капитализации. В первый торговый день после того, как 18 сентября американское Агентство охраны окружающей среды предъявило концерну претензии к качеству дизельных двигателей, акции VW обвалились на 18,31%, — за сутки ее рыночная стоимость рухнула на €14,1 млрд, с €77 млрд до €62,9 млрд. Всего с 21 октября потеряла 24,26% своей стоимости, подешевев до €55,52 млрд.

Ликвидировать последствия скандала VW придется на фоне спада продаж. В понедельник агентство Bloomberg опубликовало статистику мировых продаж автомобилей за 9 месяцев, согласно которой немецкий концерн потерял звание мирового лидера по объему продаж автомобилей, которое приобрел по итогам первого полугодия — на первую строчку вновь вышла японская Toyota. Японская группа за первые девять месяцев этого года продала 7,49 млн машин, в то время как VW достиг показателя в 7,43 млн.

Работу над восстановлением доверия Мюллер начал с кадровых решений. За неполный месяц с момента назначения не меньше десяти топ-менеджеров концерна. Выступая перед коллективом с первой после назначения речью, Мюллер фактически признал, что в махинациях замешано руководство VW. «Работники, которые не занимали руководящих позиций, не должны опасаться того, что их будут обвинять в нарушениях, совершенных на уровне топ-менеджмента», — заявил он 8 октября, обращаясь к 20 тыс. работников завода VW в Вольфсбурге. Сам Мюллер к скандалу не причастен — ни один из автомобилей Porsche не был оснащен дизельным двигателем-махинатором.

По данным The Wall Street Journal, вслед за Винтеркорном концерн должны покинуть три ведущих инженера: главный инженер Audi Ульрих Хакенберг, глава НИОКР-подразделения Porsche Вольфганг Хац и Хайнц-Якоб Нойссер, занимающий в VW пост директора по НИОКР. Кроме того, должности лишится и глава американского подразделения VW Майкл Хорн. Всего же с махинациях с ПО были замешаны по меньшей мере 30 руководителей концерна, пишет Der Spiegel.

Сокращать рядовых сотрудников VW не собирается, но премиальную часть из заработка снизит. По данным Handelsblatt, 115 тыс. человек, работающим в VW по постоянным контрактам, судя по всему, придется согласиться на уменьшение годового бонуса. Таким образом концерн сможет сэкономить как минимум €678,5 млн.

Экономия на всем

По оценкам международной консалтинговой группы Evercore, общие затраты автоконцерна по итогам скандала составят €28,7 млрд в течение двух лет (до конца 2017 года). По мнению аналитика банка equinet Bank AG Хольгера Шмидта, сейчас невозможно подсчитать, во сколько компании обойдутся потенциальные судебные процессы. «Если посмотреть на похожие судебные разбирательства, можно увидеть, что штрафы за аналогичные правонарушения назначались не очень большие», — сказал Шмидт РБК. По мнению судебного аналитика Bloomberg Intelligence Брэндона Барнса, только в США выплаты VW по претензиям регуляторов и искам могут превысить $20 млрд. По оценкам немецкого промышленного аналитика Штефана Братцеля, скандал обойдется VW в $34 млрд. Инвестиционно-аналитическая компания Sanford C. Bernstein & Сo. оценивает издержки в €10 млрд в 2015 году и €5 млрд в 2016‑м.

Только в США компании грозит штраф Агентства по защите окружающей среды (EPA) в размере $18 млрд. Правда, ведомство может позволить компании выплачивать его в рассрочку. К этой сумме могут добавиться штрафы в других регионах присутствия VW: расследования проводятся в европейских странах, Японии, Индии и Южной Корее. Кроме того, отдельное совместное расследование против VW начали прокуратуры 27 штатов США, а Минюст США инициировал в отношении компании уголовное расследование. В довершение всего компанию ждут иски со стороны потребителей (не менее 325, по данным Bloomberg) и инвесторов — финансовая группа Bentham, представляющая интересы последних, приготовилась отсудить у немецкого автоконцерна €40 млрд.

Еще одна статья расходов — возврат уже проданных автомобилей. По оценке Evercore, на возврат и переоборудование отозванных автомобилей VW придется потратить €10 млрд. В эту среду концерн объявил об остановке продаж в Евросоюзе дизельных автомобилей с двигателями Евро-5 (189) EA. Уже проданные в странах ЕС 8,5 млн и 500 тыс. автомобилей в США с такими двигателями концерн обещал отозвать на минувшей неделе, согласившись с решением Федерального ведомства ФРГ по автомобильному транспорту.

Как заявил Мюллер Frankfurter Allgemeine Zeitung 7 октября, концерн планирует построить по временному специализированному центру по переоборудованию автомобилей в каждой из стран, где были представлены его автомобили. По словам немецкого промышленного аналитика Геннадия Цикоридзе, технически провести переоснащение двигателей возможно, но это «не будет ни просто, ни дешево» (цитата по WSJ). Bloomberg отмечает, что установка карбамидного фильтра в дизельный двигатель при штатном ремонте в США обходится в $3,5 тыс.

Чтобы справиться с огромными непредвиденными затратами, VW придется радикально сокращать издержки. Руководитель лондонского офиса Evercore Арндт Эллингхорст напоминает, что у VW самый высокий уровень производственных издержек среди крупнейших автоконцернов мира и работа с этими затратами должна стать первой задачей нового руководства, тем самым должно стать сокращение производственных затрат.

Менеджмент VW уже одобрил ряд срочных мер для преодоления кризиса. Герберт Диес, глава бренда Volkswagen, объявил о сокращении инвестиций на €1 млрд в год (всего инвестиции планируется уменьшить на €5 млрд) и ускорении программы уменьшения издержек. На закупках у поставщиков VW рассчитывает сэкономить €3 млрд.

«Не смертельный удар»

Еще при Винтеркорне VW заявил, что на покрытие расходов, связанных с неисправным программным обеспечением, VW в третьем квартале выделила €6,5 млрд. По оценке Хольгера Шмидта, €6,5 млрд, которые VW отложил для решения проблемы с заменой оборудования, покрывают не только расходы на решение технических проблем, но и ущерб от потенциального снижения товарной стоимости произведенных компанией машин. VW также отложил средства на маркетинг, чтобы подготовиться к более активной рекламной кампании.

«Я не исключаю того, что VW придется продать неэффективные активы, такие как Bugatti, Lamborghini и т. п., но считаю, что пока в этом нет необходимости», — говорит аналитик. VW уже принял ряд мер, усилив действующую программу повышения эффективности до 2017 года в объеме €5 млрд. Кроме того, концерн пересматривает свою программу капитальных затрат. «Мы считаем, что в ближайшие три-четыре года VW сможет снизить этот показатель на €10 млрд. На наш взгляд, у VW нет необходимости продавать свои активы для исполнения своих финансовых обязательств», — заключил эксперт.

При €25 млрд денежных средств на счетах для VW это не станет «смертельным ударом», говорит Арндт Эллингхорст из Evercore. Автомобильное подразделение VW располагало чистой ликвидностью в €21,5 млрд на конец июня, еще €3,4 млрд были выручены за счет продажи долей в Suzuki Motor Corp.

Источник